Задвижки        14 сентября 2017        1700         0

Ручные задвижки: обзор видов, особенности конструкции

Трубопровод состоит не только из труб и деталей для соединения, но и из различных запорных элементов. Вся трубоарматура хорошо структурирована и упорядочена. Одним из принципов распределения является функции деталей. Запорная арматура предназначена для полной остановки потока двигающейся рабочей стихии в трубопроводе. Эти приборы не предназначены для изменения потока воды или газа, ее основной функцией является закрытие или открытие потока. Самой распространённой деталью запорной арматуры являются задвижки. Они бывают различны по типу конструкции и составляющим, но имеют одну функцию.

Содержание

Задвижки и их особенности
Сфера применения ручных задвижек
Конструкция и принцип устройства задвижки
Недостатки и достоинства задвижек
Разновидности задвижек

Задвижки и их особенности

Ручные задвижки

Задвижка — это один из элементов трубопроводной арматуры. Отличается деталь наличием запирающего элемента, который размещен под прямым углом к потоку жидкости, которая движется по трубопроводу. Эта деталь является неотъемлемой частью большой водо или газопроводной системы.

Особенностью задвижки является ее составляющие детали, которые позволяют без особых усилий остановить поток рабочей среды, которая движется иногда под высоким давлением. Конструкция ручной задвижки представляет собой корпус и крышку. Эти две детали образуют полость, в которой и находится рабочая среда и затвор, перпендикулярно к этой среде.

Ручные задвижки по разным принципам разделяются на виды. Каждый вид имеет свои особенности конструкции, преимущества и недостатки.

Сфера применения ручных задвижек

фланцевые ручные задвижки

Ручные задвижки как элементы большой трубопроводной системы применяются практически на всех технологических, коммунальных и транспортных сферах. Запирающие элементы используются во всех трубопроводах, диаметр которых находится в диапазоне от 15 мм до 2000 мм, рабочее давление в которых не превышает 25Мпа, а температура не выше 565 °С.

Как запорная деталь ручная задвижка используется в коммунальной сфере в газопроводах, водопроводах, трубопроводах центрального отопления, на технологических линиях нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, в сфере энергетики.

Конструкция и принцип работы задвижки

Конструкция задвижки

Самым основным отличием ручной задвижки от других деталей, которые относятся к запорной арматуре, является конструкция, попеременная возможность перемещения затвора вверх-вниз.

Плоский затвор конструкции закрепляется на штоке с резьбой и перемещается вверх-вниз перпендикулярно оси трубопровода.

Состоит задвижка из:

  • Корпуса;
  • Крышки корпуса;
  • Штока с резьбой;
  • Маховика;
  • Запорного элемента.

Ручная задвижка не имеет в своей конструкции электропривод, пневмопривод или гидропривод. Управлять задвижкой в этом случае нужно при помощи штурвала. В конструкции с ручным управление совершается при помощи вращении маховика по часовой стрелке. При ручном управление не желательно прилагать особые усилия на маховик, нельзя использовать какие-либо рычаги для передвижения маховика.

Задвижки есть с выдвижным и невыдвижным штоком.

Выдвижной шток неподвижно зафиксирован в затворе задвижки и работает вместе с гайкой, которая плотно прикреплена к маховику. Маховик прикреплен к самому корпусу задвижки таким образом, что может передвигаться вокруг своей оси и оси штока. Именно вращение маховика позволяет поступательно передвигаться штоку и затвору.

В задвижках с неподвижным штоком шток плотно и неподвижно прикреплен к маховику. Вращается маховик и шток при помощи ответной гайки и их движение преобразуется в перемещение затвора и соответственно закрытие и открытие задвижки.

Недостатки и достоинства задвижек

Задвижки с ручным управлением

Трубопроводная арматура широко распространена в нашем современном обществе. Широкое применение задвижек можно объяснить рядом положительных моментов:

  • Запирающая деталь проста в конструкции и не требует специальных знаний;
  • Задвижка не имеет поворотов потока среды, что защищает от потерь энергии;
  • Задвижки имеют небольшую строительную длину;
  • Может применяться в довольно экстремальных условиях;
  • Условия применения разнообразны;
  • Рабочую среду в трубопроводе можно подавать в любом направлении;
  • Большой выбор типоразмеров, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для неявных условий эксплуатации;
  • Задвижка имеет небольшое гидравлическое сопротивление.

К недостаткам задвижек относят:

  • В конструкции детали довольно быстро изнашиваются;
  • Небольшой допустимый перепад потока давления на затворе;
  • Сложно ремонтировать поломки в процессе эксплуатации;
  • При больших колебаниях рабочей температуры среды есть вероятность заклинивания затвора задвижки;
  • Большая стоимость деталей при ремонте конструкции;
  • Процедура открытия-закрытия затвора требует некоторых затрат времени;
  • Необходима большая строительная высота, особенно для задвижек с выдвижным штоком.

Главным предназначением ручной задвижки является перекрытие потока, который передвигается в трубопроводе с определенной степенью герметичности. В некоторых случаях допускается эксплуатация задвижки в качестве запорно-регулирующей арматуры.

При выборе задвижки необходимо учитывать, что на фоне общих преимуществ и недостатков деталей, каждый вид имеет свои особенности конструкции и наиболее приемлем в отдельной отрасли хозяйства.

Разновидности задвижек

Ручная задвижка

Конструкции бывают разных видов. Отличаются они по следующим критериям:

  • По виду затвора;
  • По материалу, из которого производятся;
  • По расположению ходового узла;
  • По типу управления;
  • По способу монтажа к трубопроводу.

По типу управления задвижки бывают с ручным управлением, с электроприводом, с пневмоприводом, с гидроприводом.

Задвижки с ручным управлением разделяются на:

  • Обычные с ручным управлением маховика;
  • С редуктором с червячной передачей;
  • С редуктором с конической передачей;
  • С редуктором с цилиндрической передачей.

По расположению штока:

  • С выдвижным штоком;
  • С невыдвижным штоком;

По типу затвора:

  • Клиновые;
  • Шиберные;
  • Шланговые;
  • Параллельные.

По способу соединения с трубопроводом различают:

  • Фланцевые задвижки;
  • Муфтовые;
  • Раструбные;
  • Под приварку.

В зависимости от материала, из которого производятся задвижки различают:

  • Стальные;
  • Нержавеющие стальные;
  • Чугунные;
  • Латунные.

в зависимости от формы корпусных деталей:

  • литые;
  • сварные.

в зависимости от способа уплотнения подвижных элементов:

  • сальниковые;
  • самоуплотняющиеся;
  • сильфонные.

По классификации производители выпускают большое разнообразие ручных задвижек как небольшого диаметра прохода, так и огромного.

При выборе той или иной модели нужно учитывать, как характеристики материала, из которого изготовлена модель, так и особенности конструкции модели.

Если потребителю необходима самая легкая модель задвижки, то выбор необходимо остановить на моделях с наименьшей металлоемкостью – задвижках с цельным клином. Но эта же модель является самой проблемной в вопросах герметичности. Недостатком модели с цельным клином является ее одностороння герметичность в самом затворе. В тоже время, если в трубопроводе жидкая сфера, а затвор открыт, то при сильных перепадах давления и при изменении температуры, большая возможность избежания поломки в полости крышки.

Задвижки с двумя дисками являются самыми тяжелыми, но отличаются высокой степенью герметичности затвора, и просты считаются самыми простыми в ремонте в процессе эксплуатации.

Еще возможно рассмотреть вариант задвижек с выдвижным и невыдвижным штоком. Первый вариант конструкции является более практичным. Это объясняется доступом к рабочей паре шпиндель-гайка, постоянной смазке их вовремя работы и систематическом техобслуживании. Закрытый шпиндель не позволяет обслужить себя в процессе эксплуатации, подвержен коррозии и другому негативному воздействию рабочей среды трубопровода.

Задвижки с невыдвижным штоком лучше применять в трубопроводах, которые не засорены твердыми частицами и не имеют коррозионных свойств. Кроме этого, необходимо учитывать строительную длину и высоту запорных деталей.

В последнее время на рынке запорной продукции популярны запоры с дисковым затвором и с шаровым краном.

Преимуществами дисковых затворов являются:

  • низкое сопротивление гидравлики;
  • быстрое регулирование закрытия-открытия;
  • нет застоя внутри задвижки;
  • высокие эксплуатационные качества при неблагоприятных условиях среды;
  • небольшая масса задвижки;
  • срок работы больше 30 лет;
  • простата в эксплуатации, монтаже-демонтаже.

Недостатком дискового затвора есть:

  • низкая герметичность.

Для транспортировки сыпучих материалов в сфере сельского хозяйства используются реечные ручные задвижки. Эти элементы приспосабливаются на элеваторах для закрытия-открытия движения зерна и выпуска продукции из бункеров и другого технологического оборудования.

Ручная задвижка для зернопроводов состоит из:

  • Корпуса;
  • Рейки;
  • Штурвала;
  • Шестерни.

Такие задвижки есть трех типов:

  • С двумя отверстиями и квадратным сечением;
  • С двумя отверстиями: одно с квадратным, другое – с круглым сечением;
  • С двумя круглыми сечениями.

Достоинствами такого вида задвижек является:

  • Большой выбор материала, из которого производится реечная задвижка;
  • Возможность изготовления задвижки нестандартных размеров.