Затворы        26 сентября 2017        561         0

Обзор чугунных затворов

Практически ни одно гидротехническое сооружение не обходится без затворов и регулирующих механизмов. Этот момент определил появление довольно большого количества разновидностей затворов, каждый имеет свои определенные особенности. При их изготовлении могут использоваться самые различные материалы, к примеру, высококачественная сталь или чугун. В данном случае рассмотрим затворы, которые изготавливаются из чугуна.

Содержание

Основные классификации
Классификация по принципу работы и предназначению
Разновидность привода
Критерии выбора

Основные классификации

чугунный затвор

Основной классификацией, конечно же, является вид используемого материала при изготовлении. Кроме этого классификация проводится по нижеприведенным признакам:

  1. По способу передачи давления.
  2. По виду пропускного отверстия.
  3. По предназначению.

Рассмотрим все группы затворных механизмов подробнее.

Классификация по принципу работы и предназначению

Строение затвора электроприводом

Основная классификация заключается в предназначении устройства. По этому признаку выделяют следующие основные группы:

  1. Основные или рабочие. Подобный тип чугунных затворов предназначается для обеспечения работы системы. Запорный механизм может перекрывать поток или открывать для него путь, а также регулировать пропускную способность.
  2. Ремонтные. Время от времени в системе могут появиться неисправности. Для того чтобы провести ремонт на определенном участке системы следует проводить его временное перекрытие. Для этого и устанавливают ремонтные затворы. Стоит учитывать, что они не предназначены для длительного применения.
  3. Аварийные. Данный тип чугунных затворов устанавливается как дублирующий элемент. Примером назовем ситуацию, когда основной затвор выходить из строя, и для обеспечения работы системы устанавливаются аварийные.
  4. Строительные. Этот тип запорного механизма предназначается для применения на момент выполнения строительных работ. Довольно часто при прокладке труб устанавливаются строительные ремонтные затворы, которые могут на время перекрыть поток.

Механизмы, относящиеся к группе рабочих затворов рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Как правило, они имеют большую стоимость за счет применения износостойких материалов. Кроме этого запорные механизмы, предназначающиеся для длительного применения, рассчитаны на большее давление чем другие разновидности механизма.

Ремонтные устанавливаются на определенных участках для временного перекрытия потока. Этот момент определяет то, что конструкция не рассчитана для длительной эксплуатации.

Аварийные практически ничем не отличаются от рабочих, но устанавливаются только на ответственных участках. Как и рабочие, они рассчитаны на длительную эксплуатацию и рабочее давление.

Особая разновидность запирающего устройства – строительные. Их особенность заключается в простате проведения монтажа и относительно невысокой стоимости. Однако они не предназначены для длительного применения.

Разновидность привода

Межфланцевый затвор с электроприводом

Еще одной из основных классификаций можно назвать тип привода, через который передается усилие на подвижный элемент. Выделяют следующие приводы:

  1. Механический без усиления. У рассматриваемой конструкции перекрытие потока проходит по средства перпендикулярного расположения диска относительно его направлению. Если скорость потока не высокая, а диаметр трубы небольшой, то проводить поворот диска можно вручную. В данном случае привод представлен поворотным штоком, который соединен с рукояткой. Рукоятка может быть круглой или в виде планки. Круглая хороша тем, что особенности формы позволяют исключить вероятность случайного открытия или закрытия затвора. Планке работает как рычаг, что позволяет передавать большую нагрузку.
  2. Механический с редуктором. Если в системе жидкость подается под большим давлением, то просто прикладывая силу через рукоятку повернуть запорный диск не получится. Есть возможность повысить это усилие, для чего устанавливается редуктор. Данная конструкция представлена несколькими шестернями различных диаметров. За счет этого существенно увеличивается усилие.
  3. Пневматический привод. В последнее время получили широкое распространение конструкции, представленные сочетанием пневматического привода и редуктора. Устройство работает следующим образом: при подаче электричества на привод в движение приводится поршень, который связан с редуктором для преобразования возвратно-поступательного движения в крутящий момент. За счет этого открывается и закрывается затвор.
  4. Гидравлический привод. В отличие от предыдущей конструкции рассматриваемая может работать от сжатой жидкости. Гидравлика менее восприимчива к потере герметичности, обладает столь же высокой эффективностью, как и пневматика.
  5. Электрический привод. Совершенствование конструкции электрических приводов позволяет передавать вращение практически напрямую. Как правило, вращение передается через редуктор, так как в данном случае нужно большее усилие, а не большое количество оборотов.

Обычный механический привод или с редуктором сегодня встречается крайне редко. Рассматривая пневматический и гидравлический привод следует уделить внимание на то, что они более сложны в обслуживании и эксплуатации. Однако подобная конструкция способна передавать наибольшее усилие. Что касается электрических приводов, то они сегодня являются наиболее выгодным предложением:

  1. Надежны. Гидравлические и пневматические системы рано или поздно могут потерять свою герметичность. В результате этого объем рабочей среды существенно уменьшиться и давление упадет. Кроме этого подвижные элементы конструкции подвержены сильному износу, что требует своевременного обслуживания и ремонта.
  2. Просты в эксплуатации. Компактность и небольшое количество подвижных элементов определяет то, что проблем с эксплуатацией системы не возникает. Так только электрический мотор и привод подвержены износу. При этом установка различных защитных механизмов позволяет существенно продлить срок службы электрического мотора. Обслуживание привода, как правило, предусматривает своевременное добавление смазки.
  3. Обладают высоким показателем КПД. Гидравлика и пневматика становится причиной потери КПД более чем на 10%. За счет этого существенно увеличивается показатель расхода электричества. Электрический привод имеет значение КПД около 95-98%.

Единственный недостаток электрического привода заключается в том, что электрический двигатель должен быть расположен вблизи от запорного механизма.

Критерии выбора

чугунные затворы

Как правило, классификация задвижки проводится для того чтобы упростить выбор наиболее подходящей конструкции. Можно выделить несколько критериев выбора запорных механизмов:

  1. Предназначение. Ранее было отмечено, что запорный механизм классифицируется по предназначению. Данная классификация не просто условность, ее следует учитывать при выборе разновидности механизма.
  2. Диаметральный размер. Инструкция по эксплуатации предусматривает выбор запорного механизма по диаметру трубы. При этом переходники не используются непосредственно перед запорным механизмом, что может привести к существенному повышению давления.
  3. Метод соединения корпуса с подводящей и отводящей трубой. Существует достаточно много различных разновидностей методов соединения, к примеру, путем сварки, резьбовое или через фланец.
  4. Показатель давления, на которое рассчитано устройство. Конструкция должна выдерживать определенное давление в системе. Как правило, производители указывают нагрузку, на которую рассчитан затвор.
  5. Степень герметичности. Ко всем системам, в зависимости от предназначения и других эксплуатационных качеств, предъявляются требования герметичности. Затворы также классифицируются по этому показателю, что стоить учитывать при их выборе.

В заключение отметим, что затворы также имеют ограничение по эксплуатации. Особенность конструкции определяет то, что даже в полном открытом состоянии диск с поворотным штоком создает дополнительное сопротивление. Несмотря на это, затворы весьма востребованы по причине высокой надежности. Вариант исполнения из чугуна встречается и применяется крайне часто по причине высоких эксплуатационных качеств. Однако стоит учитывать, что чугун очень восприимчив к воздействию низкой температуры.